Уважаемые посетители! Вам доступна новая версия сайта, которая работает в тестовом режиме. Вы можете принять участие в ее тестировании. Новая версия
Версия для слабовидящих
сегодня
17
Октября
2017 года

Rus Eng

Президент России

Правительство России


facebook   twitter  RSS  YouTube Природа ТВ
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Федеральное агентство по недропользованию
Федеральное агентство водных ресурсов
Федеральное агентство лесного хозяйства
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Новости Минприроды России Госслужба и кадры Деятельность Документы Противодействие коррупции Пресс-служба Мультимедиа

Главная / Новости
Руководитель Федерального агентства водных ресурсов Рустэм Хамитов в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС рассказал о проблемных вопросах отрасли и основных задачах агентства на следующий год

ВОПРОС: Рустэм Закиевич, на Ваше агентство, созданное менее чем год назад, были возложены функции, связанные с обеспечением безопасности населения и предотвращения экономического ущерба от паводков и наводнений. В каком состоянии находятся сейчас гидротехнические сооружения в нашей стране?           

ОТВЕТ: Если говорить о положении дел в водной отрасли, то последние 12-15 лет каких-то  крупных, целевых работ в области охраны водных ресурсов, их восстановления и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений /ГТС/ практически не проводилось. В свое время в СССР была отрасль водного хозяйства, во главе которой стояло крупное министерство водного хозяйства РФ. С исчезновением этого министерства, отрасль фактически исчезла. Наряду с этим последние 30–40 лет происходило видимое изменение климата, возрастание зимней температуры. Все это привело к тому, что водность основных рек в нашей стране увеличилась, следовательно, возросли риски с точки зрения безопасности ГТС.

На сегодняшний день более 70 процентов гидротехнических сооружений находятся в плачевном состоянии и нуждаются в ремонте, причем свыше половины дамб и плотин требуют капитальной реконструкции. Всего в стране эксплуатируется около 30 тыс. отдельных гидротехнических сооружений, большинство из которых введены в эксплуатацию 30-40 лет назад. Данная критическая ситуация объясняется не столько возрастом сооружений, сколько тем, что на протяжении последних десятилетий за ними никто не следил. Дело в том, что многие защитные дамбы были на балансе у предприятий оборонной промышленности, которые последние 15 лет толком не работали, а деньги, выделявшиеся для ремонта, попросту разворовывались. Кроме того, сейчас лишь крупнейшие гидроузлы водохранилищ имеют укомплектованный и квалифицированный эксплуатационный персонал, а на малых гидроузлах отсутствуют постоянные службы эксплуатации, что значительно увеличивает риск возникновения аварийных ситуаций.

ВОПРОС: Как обстоит дело с качеством питьевой воды и как водное агентство предполагает бороться  паводками, которые обрушиваются на нашу страну ежегодно?

ОТВЕТ: В целом по стране мы не достигли критических величин по загрязнению воды, если говорить об этом, как о средней температуре по больнице. Но есть локальные точки, где давным-давно превышены пределы по загрязнению – это, безусловно, территории, прилегающие к мегаполисам и крупным урбанизированным территориям. Там везде качество воды не отвечает стандартам. Более того, у нас примерно 60 процентов населения пьет воду загрязненную и с нормативами превышающими установленные. Нужно отметить, что мы используем всего 2 процента имеющихся  водных ресурсов в стане, однако этими двумя процентами мы загрязнили все. Канализационные стоки в стране практически не очищают, и сегодня более 90 проц.  канализационных стоков сбрасываются в реки без всякой очистки. Причина этому - качество работы очистных сооружений, которое не соответствует тому, что должно быть. И даже сегодня крупная река Обь и Обская губа загрязнена нефтепродуктами и химическими соединениями в таком количестве, что многократно превышены предельно допустимые концентрации. 

Что касается опасностей, связанные с водными ресурсами – паводков и наводнений, то я хочу сразу успокоить читателей – наша страна входит в зону умеренных рисков с точки зрения опасности по водным ресурсам. Для сравнения - у нас в зоны затопления ежегодно попадают тысячи человек, в то время как в США и Индокитае - десятки и сотни тысяч. Правда и ежегодный ущерб от паводков и половодий в России оценивается экспертами в 40 млрд. рублей. При этом наши реки с точки зрения поводковой опасности и особенно в Сибири устроены не совсем правильно - они текут с юга на север. И происходит такая ситуация -  на юге реки вскрываются быстрее и вода устремляется на север, который еще закрыт льдами, что является предпосылкой к наводнениям. Так что я должен признать, что на сегодняшний день страна не готова в полной мере защитить людей. Во-первых, у нас нет в полном объеме действующей системы гидрологического наблюдения. В советское время в стране было четыре с половиной тысячи постов гидрологического наблюдения, которые измеряли скорость течения, уровень и расходы воды. Сегодня в нашей стране их ровно в два раза меньше. Эта сеть не позволяет объективно и быстро оценивать информацию, которая у нас есть на водных объектах.    

Во-вторых, в последние годы очень активно застраиваются поймы рек, хотя это и запрещено. Бессистемное строительство мостов и виадуков вело к заужению рек, в результате воде просто некуда деваться и происходит подтопление. Это также одна из причин, из-за которых возникают внештатные ситуации. По нашим данным, сейчас под плотинами и в зонах возможного подтопления в РФ проживает около 5 млн. человек. В качестве примера можно привести Ульяновск, где в нижней части города, защищенной дамбой, построенной в 50-е годы, возвели целый микрорайон, в котором проживает 40 тыс. человек, в результате чего люди оказались в зоне риска.

ВОПРОС: Какие принципиальные изменения предполагает новый Водный кодекс, который уже следующем году будет рассматриваться Госдумой?

ОТВЕТ: Во-первых, водные отношения перейдут в гражданско-правовые. Вместо лицензий появятся договоры на водопользование. Водопользователи, а их в стране около 50 тыс., будут заключать договор с государством, в котором будет прописана взаимная ответственность за все, что будет происходить на водном объекте. Государство будет обязано поставлять воду в необходимом количестве и качестве, а водопользователь будет обязан использовать эту воду по назначению и вернуть ее в виде стоков определенного качества.
Во-вторых, предполагается формирование единого балансодержателя объектов, которые располагаются на воде. Сегодня много хозяев на реке и надо приходить к тому, чтобы всем, что происходит на водном объекте должна управлять одна структура.  Это не обязательно будет федеральный орган исполнительной власти, может будут создаваться управляющие компании. Например, люди, которые живут в Волгограде, страдают от тех сбросов, которые происходят в верховьях Волги – в Казани или Нижнем Новгороде и сделать они ничего не могут. Обращаются в федеральный центр, но он тоже не в силах помочь, поскольку за стоки отвечает одна структура, за транспортное судоходство – другая. То есть, нет структуры, которая могла бы описать ситуацию и наложить ограничения, с тем, чтобы качество воды, например, в Волгограде улучшилось. 
В-третьих, водопользование наконец становится платным. Если раньше платежи за водные ресурсы были минимальными или не обеспечивали компенсацию тех ущербов, которые приносит вода и которые наносят воде, то договоры, о которых я говорил выше, согласно новому кодексу будут предполагать внесение платежей в необходимых объемах.

Кроме того, есть ряд новаций, связанных с частной собственностью на водные объекты. Согласно новой редакции, обособленные водные объекты /озера и небольшие прудики/ могут быть в частной собственности. Но здесь пока еще есть ряд вопросов, неулаженных с земельным  законодательством.

ВОПРОС: Какие изменения грядут в водном хозяйстве в будущем году?

ОТВЕТ: На следующий год государство резко увеличивает финансирование водохозяйственных мероприятий. В 2005 году запланировано практически 10-кратное по сравнению с текущим годом увеличение капиталовложений в водное хозяйство нашей страны. Если в 2004 году на содержание ГТС и защиту от наводнений было затрачено 1,3 млрд. рублей, то в 2005 году на эти цели будет израсходовано почти 11 млрд. рублей. Этого увеличения предполагается добиться за счет введения с 1 января 2005 года нового федерального водного налога. Увеличение финансирования позволит нам провести масштабные работы по реконструкции ГТС. В следующем году около сотни из них будут отремонтированы, кроме того, мы планируем привести в порядок около 3 тыс. км противопаводковых сооружений и расчистить около 3 тыс. км русел рек. Последний паводок в  Краснодарском крае и Адыгее связан именно с тем, что тамошние реки просто заросли и заилились. Однако, чтобы навести порядок на водных объектах, эти работы надо проводить в течение 10 лет.

Кроме того, в следующем году мы планируем развивать методы дистанционного зондирования водных объектов. Будем разворачивать новые информационные системы: по раннему предупреждению паводков, по регулированию в автоматическом режиме работы водохранилищ, космические системы наблюдения за паводками, за разливами рек.

Опубликовано: 27 Декабря 2004 (12:39)


Социальные закладки

Важная тема

Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году»

Читать далее

Отчёт и атлас ЭСПО «Северный поток – 2»

Читать далее

Ваш вопрос министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Видеогалерея

Всероссийский форум по особо охраняемым природным территориям
Перейти в видеогалерею

Фотогалерея

Федеральный портал управленческих кадров Охрана озера Байкал Открытые данные Особо охраняемые природные территории РФ
Реформа государственных учреждений Новости «зеленой» экономики Аллея России Открытое Министерство
Министерство Природных Ресурсов и Экологии Российской Федерации

Почтовый адрес: 125993, Москва, Большая Грузинская ул., 4/6
Телефон: +7(499)254-48-00 Факс: +7(499)254-43-10, +7(499)254-66-10
При копировании информации ссылка на источник обязательна

Новая версия сайта Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Замечания и предложения по работе сайта просьба направлять через форму обратной связи